

Ложь — удивительное явление. Врут все: взрослые и дети, мужчины и женщины, родные и чужие. Они лгут для достижения своих целей, чтобы подсластить пилюлю, чтобы избежать нежелательных последствий. Ложь – неприятное и негативное явление. Тем не менее, это может быть полезно. В ходе вебинара «Если ребенок врет» психолог фонда Ольга Темчук рассказала нам, почему дети врут и где этому учатся, почему ложь — это не всегда плохо и как отучить детей от привычной лжи.
Кто научил моего ребенка врать?
Мы одни. Все начинается примерно на третьем году жизни, когда мы учим ребенка фантазировать: примеряем на себя и на него/нее роли, которые не исполняем в жизни. Мы учим ребенка играть роль мамы-дочки, врача, повара и показываем, как пробовать новые социальные роли. Фантазирование – важный этап в развитии ребенка, оно развивает абстрактное мышление. Если ребенок не фантазирует, ему будет сложнее в школе — например, в геометрии, когда нужно изображать пространственные фигуры. Недавние исследования нейробиологов показали, что дети, которые лгут, на 26% умнее, чем дети, которые не умеют лгать.
Несмотря на то, что мы сознательно формируем этот навык у наших детей, они часто могут чему-то научиться у семьи: услышать по телефону, как родители врут другу, что они больны, потому что не хотят навещать; говоря учителю, что они не придут на собрание, потому что их не уволили, хотя на самом деле они просто устали. Бывает, что один родитель солжет другому и примет ребенка за «сообщника», «только не говори папе, что сосед пришел в гости».
Если ребенок не умеет врать — это хорошо?
Это должно настораживать. Если человек не врет, возможно, у него депрессия, у него меняется гормональный фон и отношение к миру. Кроме того, исследователи показали, что дети с умственными отклонениями меньше лгут, потому что им трудно воображать и думать абстрактно.
Если ребенок врет ловко и мастерски, конечно неприятно, но важно понимать, что качественная ложь является признаком высокого интеллекта и скорее всего пригодится ему в будущем. Например, это поможет приукрасить свои знания и таланты на собеседовании при приеме на работу. Кроме того, иногда ребенок ставит родителей и окружающих в неловкое положение, стремясь регулярно говорить правду: «Мама, мне не нравится эта тетка, она некрасивая, я не хочу с ней сидеть рядом». .»
Почему ребенок врет
Есть много причин лгать. Когда дело доходит до лжи родителям, это может быть страх наказания или страх разочарования. Особенно это касается приемных детей: подумайте о «медовом месяце» — его разыгрывают и приемные родители, и приемный ребенок, всем хочется выглядеть лучше, оправдывать ожидания. Часто ложь является результатом чрезмерных родительских ожиданий.
Иногда ложь — это попытка сохранить личное пространство. Это происходит, когда родители пытаются контролировать каждое движение своего ребенка, ставя его в безвыходное положение.
В школе ребенок может лгать, чтобы доказать свою состоятельность, приспособиться к окружающей среде.
Есть патологическая ложь, когда ложь не средство для достижения цели, а цель сама по себе. Когда люди лгут, активируются участки мозга, отвечающие за удовольствие. Чем больше эти области активированы, тем чаще вам хочется лгать. В этом случае необходима профессиональная помощь, особенно если ситуации, в которых находится ребенок, могут представлять для него угрозу.
Некоторые приемные дети лгут по привычке: возможно, когда-то это было условием выживания в кровной семье или приюте, и отказаться от этой привычки непросто.
Боремся с ложью, а не с ребенком
Ребенок, который не лжет, звучит как сказка. Это так: войдя в нашу жизнь с раннего возраста, ложь всегда будет сопровождать нас. Но построить доверительные отношения с собственным ребенком все же возможно.
Важно соблюдать несколько простых правил:


- Когда вы поймаете ребенка на лжи, не вешайте на него ярлык лжеца.
- Вместо того, чтобы ругать их за ложь, попытайтесь понять, почему они лгут.
- Объясните, что важно знать правду, чтобы защитить их.
Если ребенок врет по привычке
Врать по привычке без уважительной причины неприятно и вредно. Но с этой ложью, пожалуй, легче всего работать: построить доверительные отношения с ребенком, которым движет страх, гораздо сложнее, чем искоренить вредную привычку. Существуют эффективные методики, помогающие избавиться от ненужных привычек или приобрести желаемые. Об одном из них Ольга рассказала на вебинаре.
Эта техника описана в книге Алана Каздина «Трудный ребенок». Его можно использовать не только для того, чтобы научить ребенка говорить правду, но и сделать привычкой многие другие действия: закрывать входную дверь или делать домашнее задание.
Как применить технику и приучить ребенка говорить правду:
Вы создаете карту достижений для своего ребенка, в которой вы описываете поведение, которого вы хотите, чтобы ваш ребенок достиг. В нашем случае — привычка говорить правду.
В таблице напишите: по вертикали дни недели, по горизонтали тренировки, желаемый навык, набранные баллы. Обязательно пишите позитивные фразы вроде «Я хочу, чтобы вы сказали правду» вместо «Я хочу, чтобы вы перестали лгать».
На тренировке вы искусственно создаете ситуацию, когда ваш ребенок может соврать или сказать правду. Вы уже знаете эту истину: например, вы видите, что ребенок не пообедал, но все же спрашиваете его, поел ли он. Если ребенок говорит правду, он получает очки обучения, если врет – нет. Важно: Ранее баллы не отнимались, даже если ребенок потом соврал.
Вы можете увеличить количество практических занятий, если правда тяжела, и уменьшить, если видите, что это работает.
В графе «желаемое поведение» указана ситуация, в которой ребенок сам сказал правду. Например, прийти домой из школы и признать, что пропустили последний урок. Каждый раз, когда ребенок демонстрирует желаемое поведение, мы добавляем баллы в таблицу и сразу же искренне хвалим его. Не скупитесь на похвалу: достигнув цели, нельзя слишком много хвалить. Обязательно укажите, за что вы хвалите: не только «хорошо ли вы сегодня поступили», но и «вы хорошо поступили, сказав мне правду, я горжусь вами».
Не стоит недооценивать ситуации, когда ребенок говорит что-то неправду: скажите ему, что сегодня он не достиг своей цели, сказал неправду, поэтому баллы он не получит. Но вы уверены, что завтра у него все получится.
Очки, которые вы получаете за правду, обмениваются на что-то ценное для вашего ребенка. Думайте об этом как о нематериальных призах: 30 баллов за семейный поход в пиццерию, 25 баллов за игру в «Монополию» на выходных.
Повесьте диаграмму так, чтобы ее могли видеть вы и ваш ребенок, но не посетители, чтобы вашему ребенку не было стыдно пытаться стать лучше.
Принято считать, что для формирования привычки требуется около 800 повторений или 21 день регулярной практики. Если вы не уложитесь в этот срок, не волнуйтесь, начните сначала, и вы получите результаты.

