Часть: Насыщенный событиями день, четверть 1, занятие 4.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, урок путешествия.


Цель урока: познакомить учащихся с историей фортепиано; предоставление сравнительной характеристики всех клавишных инструментов; разъяснение значения терминов «форте», «фортепиано», «фортепиано»; представление роли фортепиано в музыке, выразительных возможностей фортепиано в создании различных образов; помощь в развитии умения определять сущностную основу музыкальных произведений, сопоставление противопоставленных произведений и одноименных произведений; изучение детьми музыки П.И. Чайковский и С. Прокофьев.
Проблема урока: Что связывает и чем различаются два цикла детской музыки: Чайковского («Детский альбом») и Прокофьева («Детская музыка»). Почему детская музыка отличается?
Образовательные ресурсы:
Презентация (клавесин, рояль, фортепиано, карты «форте», «фортепиано», названия музыкальных произведений, портреты С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского).
Музыкальный материал: Клавесин, фортепиано, звуки фортепиано. С. Прокофьев «Детская музыка»: «Марш», «Вальс». П. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».
Сценарий урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент).
2) Осуществление дидактической деятельности
3. Постановка учебной задачи.
4. Приобретение новых знаний и приемов работы.
5. Закрепление знаний и способов действий
6. Вокально-хоровое произведение.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (конспект)
8. Домашнее задание.
1-й вводный момент.
Учитель (поет): Здравствуйте, ученики!
В ответ учащиеся поют: «Здравствуйте, учитель!
(2) Активизация образовательной деятельности.
Прослушивание отрывка из гимна России.
— Ребята, что это за песня? Как вы слушаете эту песню?
— Это гимн Российской Федерации. Это надо слушать стоя.
— Как звучит эта песня? (Торжественно, гордо.)
— Да, мальчики! Звучит гордо, возвышенно, торжествующе и дерзко.
— А какие еще символы нашей страны? Поднимите руки, кто знает.
(Герб, флаг.)
— Как выглядят флаг и герб Российской Федерации? Руки вверх.
-Отличная работа!
3. Постановка цели обучения.
— Ребята, как хорошо вы изучили тему на прошлом уроке. Все это говорит о том, что вы любите свою страну!
-Какие инструменты вы знаете? Какие клавиатуры вы знаете?
А теперь давайте посмотрим на доску (слайд 1). Ребята, что изображено на доске? (Фортепиано.)
4. Изучение новых знаний и способов действия.
— А сегодня мы поговорим о фортепиано! О своих предках.
— Как вы думаете, почему они так его назвали? Как расшифровать его название?
Дети выражают себя.
— Фортепиано – это инструмент с клавишами и молотковым механизмом. На пианино можно играть как громко, так и тихо, в зависимости от того, что хочет музыкант. Сильный удар — громкий звук (форте); слабый удар — мягкий звук (фортепиано). (на борту).
(слайд 2) Внимательно посмотрите на доску (показывает на клавикорд). Он выглядел как прямоугольная коробка с черными и белыми клавишами. Звук был мягким и нежным. Его звук был мягким, почти неслышимым.
(слайд 3) А этот клавесин — дедушка фортепиано! Как вы думаете, почему я назвал его дедушкой фортепиано? Потому что изначально был клавесин, а потом на его основе придумали фортепиано! Первые упоминания о клавесине появились более шестисот лет назад! Представить его! Когда всего через триста лет по его образу и подобию был создан рояль. Именно поэтому его называют «дедушкой фортепиано». Клавесин отошел на второй план, потому что его звук не был таким громким и ярким, как позднее фортепиано. В отличие от клавесина, клавесин имел форму 2-3 клавиш, которые усиливали звук, но не помогали, потому что на нем играли пощипыванием. Веревку держало воронье перо, которое часто ломалось, потому что было не очень прочным.
Давайте внимательно послушаем игру на клавесине. (слушаю фильм)
Кто-нибудь замечал, чем он отличается от всем известного фортепиано, которое вы слышите почти на каждом уроке музыки?
(Детские комментарии)
В 1709 году итальянский ремесленник Кристофори заменил перья деревянными молотками. Звук громкий (сильная), но если вы плохо ударили, это тихо. Таким образом, создается фортепиано.
To, d, e, f, g, a, ti
Посмотрите на все ключи:
D Черно -белые пальцы бегут под ним d
Мой клавиатура
Пианино лучшее.
— А теперь загадка для решения:


Я стою на трех ногах,
Мои ноги в черных туфлях.
Белые зубы, педаль.
Как меня зовут? (Пианино) (слайд 5)
— «Пианино» означает «Королевский». Клавиатура фортепиано такая же, как на пианино, но звучит сложнее и ярче. Другое отличие состоит в том, что в фортепиано струны расположены вертикально, а в фортепиано горизонтально.
Ручки мягко хлопают в хлопок.
D ручки громко хлопали D
D Мягко постукивайте ногами. Дюймовый
Громко порезать руки ногами.
Теперь приседание, приседание, приседание
И сесть спокойно.
— Сегодня мы снова перейдем к музыке для детей Чуджковски из его уже известного «детского альбома». И давайте познакомимся с фортепианными миниатюрами (то есть небольшими песнями) С. Прокофьева. Prokofiew.
Пиотр Ильейч Чуджковский (Слайд 6) жил и создал почти двести лет назад. Сергей Сергейвич Прокофью (Слайд 7) прожил почти полвека спустя. Я хочу обратить внимание на разницу в периоды жизни композиторов, но их работы не замерзли и не забыты по сей день!
Теперь давайте послушаем песни этих двух величайших композиторов!
Давайте начнем с марша деревянных солдат.
Что удобнее делать с этой композицией? (Март, танцы, пение) Какое настроение говорит нам эта песня? (Забавный, джингл, праздничная, мелодия — малыш, благодарный, живой).
А теперь, дети, стоят рядом со своими стульями и постарайтесь немного идти с вами.
(Дети встают, учитель проводит).
На левой ноге, март!
Хорошая работа, сядь! Как именно вы сделали марш, как настоящие солдаты!
Теперь давайте познакомимся с маршем С. С. Прокофьева (прослушивание).
Этот марш отличается от Маршки Чуджковски? Как (быстрее, веселее, смело, более напорище).
Теперь давайте послушаем Waltz Piotr Ilyicz Czajkowski (слушание).
Что наиболее удобно делать с этой музыкой? (танец) Почему? (Это заставляет вас хотеть двигаться и танцевать)
Давайте сравним этот вальс с вальсом Сергей Сергейвич Прокофьев.
Прокофьев «вальс».
Это вальс, похожий на вальс Чуджковского? Как? Как это не похоже?
5. Укрепление знаний и способов действия.
-Что мы говорили на уроке?
-Как инструментов мы встретили?
6. Вокальная и хоровая работа.
Изучать песню.
7. Отражение.
-Када инструмента тебе понравился больше всего?
Ответь на вопросы:
Сегодня я узнал …
8. Домашнее задание.
Дома вам придется делать рисунки о «моем любимом музыкальном инструменте». Они не должны быть просто инструментами, которые мы изучали сегодня. Вы можете выбрать любой инструмент: гитара, барабаны, псайтер, труба и т. Д.
Ты очень хороший! Большое спасибо!

