Цели:
Познакомить с понятиями
диалог
и
монолог»,
развитие навыков построения диалогов.


Ожидаемые результаты:
Студенты научатся отличать диалог от монолога; сотрудничать с одноклассниками в выполнении учебного задания; аргументировать свою позицию; оценивать действия с точки зрения общепринятых принципов «хорошего», «безопасного», «красивого» и «уместного» поведения.
I. Организационный момент
II. Возрождение знаний Одна минута правописания
(На доске есть запись) Волки охотятся и ищут пищу.
— Читать дальше. Это предложение или группа слов?
(Предложение, потому что оно имеет смысл. Мы понимаем, что оно о волках. Предложение пишется с большой буквы, после чего ставится точка).
—
Написать предложение. Подчеркните орфографические слова в предложении.
— Какое правило нужно запомнить, чтобы правильно писать слова с орфограммами?
(Мы пишем это через Y.)
— Какое подобное правило вы знаете? (
WU’заклинание с буквой Y.)
—
Назовите еще несколько слов, которые имеют такое написание. Запишите три слова. Подчеркните правописание.
III. Самостоятельное осуществление деятельности
— Сравните два типа утверждений.
1) -Почему ты так хмуришься?
— Открытие большое?
— Остались одни ворота.
2) Прожег кафтан так, что остались одни ворота.
— Насколько они похожи друг на друга? Насколько они разные?
(Они похожи в том смысле, что об одном и том же. Разница в том, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает).
IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на странице 10 и прочитайте название разговора двух людей и высказывание одного человека.
— На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?
(Как мы
Отличить диалог от монолога?).
Упражнение 6
(с.
10-11).
— Как рассказ называется?
(«Терем теремок» ^)
—
Докажите, что это диалог.
(Говорит два персонажа.)
— Кто спрашивает?
(Блохи прыгают.)
— Кто отвечает?
(Поганка.)
(Чтение в парах.)
— Кто догадался, для чего нужен знак «-»?
(Разделяет слова каждого говорящего.)
—
Читайте, на что нужно обратить внимание.
— Сохранить диалог. Найдите слова с орфографической комбинацией ЛИ и ШИ. Отметьте правописание.
— В каких словах орфограмма подчеркнута?
(Жить, жить.) Упражнение 7 (стр. 11).
(Работа в парах: вариант I — Колобок, вариант II — Ноя. Затем насмешливая сказка «Колобок»).
— Ознакомьтесь с информацией на «Сайте для любознательных» самостоятельно.
— Из какого языка произошли слова «диалог» и «монолог»?
— Из каких частей они состоят и что означают?
Упражнение 8 (стр. 12).
—
Прочитайте отрывок из рассказа.
— Это диалог или монолог?
(Монолог, потому что говорит один человек).
— Для кого этот монолог?
(К птице.)
—
Напишите первое предложение и произнесите его.
2. Работа со словарем.
— Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка?
(До свидания.)
—
Почему буква О выделена?
(Прослушайте звук [А] и напишите букву О).
—
Какое похожее слово мы говорим при прощании?
(«До свидания»).
—
Запишите это слово.
— Перечислите слова, связанные с данным словом
прощальный привет.
Подчеркни букву О.
(До свидания, до свидания, до свидания.)
V. Одна минута фитнеса
Ветер дует нам в лицо,
(Расправить плечи перед собой.)
(Покачиваются вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише,
Дерево идет выше, выше.
(Встаньте на носки и потянитесь
вверх).
VI. Подтверждение изученного материала
—
Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
(Текст читает ученик с хорошей способностью к чтению).
— Это диалог или монолог?
(Это диалог, в котором говорят три человека).
— Как понять последний куплет?
(Нельзя упрекать, нельзя жадничать, нельзя обижать человека.)
—
Запиши это. ——.
VII. Отражение
Упражнение 10 (стр. 13).
—
Какая картинка может быть использована в качестве монолога?
(Со второго фото: один заяц хвалит, остальные слушают).


—
Какая фигура может быть использована в качестве диалога?
(С первой картинки, потому что там два говорящих человека: зайчонок и волк. )
(Первый ряд составляет диалог к первой картинке, второй ряд составляет монолог ко второй картинке, третий ряд готовит ответ на вопрос: когда мы используем в речи диалог, а когда монолог? Дети прочитать по 2-3 ответа в каждом ряду. Учитель оценивает ответы).
VIII. Итог урока
— Как отличить диалог от монолога?
(Устная речь: когда говорят два или более актера, это диалог. В письменной речи диалог можно отличить по черте, разделяющей слова каждого говорящего).
домашнее задание
Выполните упражнение 11 (стр. 14).
Урок 4: Проверка знаний
Задача:
Проверка и систематизация знаний о «Нашей речи».
Ожидаемые результаты:
студенты научатся использовать знания по заданной теме в новых условиях; аргументируйте ответ, докажите свое мнение; обнаружить и сформулировать дидактическую проблему вместе с учителем; анализировать, делать выводы, сравнивать.
I. Организационный момент
II. Возрождение знаний Одна минута правописания
(На доске написана орфография.)
Ты пишешь не пером, а умом.
— Как понимать эту пословицу?
(Если написано с ошибкой, это вина не ручки, а ученика.)
—
Запишите его и поставьте на нем ударение. Сколько ударных гласных может быть в слове?
(1.)
—
Подчеркните глухие гласные. Сколько безударных звуков может быть в слове?
(Один, два и более. Может вообще не быть>.
(Сравните с формулой на доске.)
—
Почему глухие гласные — опасное место?
(Они не всегда пишутся одинаково.)
— Кто может сказать, почему в слове «ручка» есть буква Е?
(Поднимите проверочное слово; перья.)
III. Работа по теме урока.
(«Проверь себя» (с. 14). Фронтальная работа).
— Какова цель речи?
(Речь используется для общения и передачи информации.)
— Какие виды речи вы знаете?
(Пишем, говорим и разговариваем сами с собой).
— Прочитай текст. Определите, монолог это или диалог.
(Это диалог, это видно по тому, как вы его пишете. Каждый говорящий начинается с дефиса. Разговаривают два человека).
—
Объясните значение слов
Тит
и
живот.
(Тит
— это мужское имя.
Живот есть живот (в просторечии).
(Дети высказывают свое мнение о Титусе).
Качаться, вертеться, Потягиваться, тянуться, выпрямляться, Приседать, приседать, шататься, шататься. ♪ Встаньте на носки, встаньте на пятки ♪ ♪ И покачивайте ♪ ♪ Дышите глубоко, сидите спокойно и отдыхайте ♪ И пишите, друзья мои, начинайте писать.
V. Продолжение работы по теме урока Тест по теме «Наша речь».
1, Во дворе собрались дети, и им нужно договориться поиграть в футбол. Какой язык будут использовать дети? а) устно б) письменно
в) поговорить с собой
г) не может быть определен
2. Какая пословица о письменной речи?
а) Слово не воробей, его не поймаешь.
б) То, что написано пером, нельзя вырубить топором.
в) Хорошо слушать мудрую речь,
г) Сначала подумай, а потом говори.
3. Какой стих содержит только слова приветствия?
а) привет, добрый день, спасибо.
б) доброе утро, привет, спокойной ночи
в) добрый вечер, здравствуйте, с наилучшими пожеланиями.
г) увидимся позже, добрый день, добрый вечер.
4. «Не плачь, дедушка. Не плачь, бабушка. Я дам тебе еще одно яйцо, не золотое, простое.
в) «Я говорю о себе.
5. Какое слово неправильное?
Ответы:
1 — а, 2 — б, 3 — в, 4 — б, 5 — г. (Самоконтроль. Проверка по образцу на доске. Можно также использовать КИМ (тест 3, стр. 13-19).
VI, Отражение
(Воспитатель просит детей оценить полученные результаты).
«!» — Я все понимаю, я все сделал правильно.
«+» — еще сомневаюсь, ошибаюсь.
«-» — Я не понимаю большую часть заданий, нужна помощь.
VII. Итог урока.
— Откройте учебник (часть I) на стр. 5. Прочитайте, что мы узнали из изучения предмета.
— Что ты хорошо усвоил?
— Какой вопрос до сих пор вызывает у вас затруднения?
— Какой вопрос урока показался вам особенно интересным?
домашнее задание
Подготовьте монолог на тему «Почему нужно писать правильно и точно?

