Можно ли перевозить ребенка младше 12 лет без автокресла?

Можно ли перевозить ребенка младше 12 лет без автокресла?

ТЫ СЕГОДНЯ СЧАСТЛИВЧИК!
9 часов назад
Инновационное сочетание маскирующего и уходового средства
10 часов назад

Запрещается перевозить детей до 12 лет без удерживающих устройств (Правила дорожного движения 22.9). Однако в регламенте не указано, каким должно быть такое устройство. В результате сотрудники ГИБДД часто выписывают штрафы за перевозку ребенка не в автокресле, а с применением других удерживающих устройств, и многие суды с ними согласны. Однако у Верховного Суда РФ иная позиция — он недавно отменил решение суда в отношении водителя, оштрафованного за перевозку ребенка, пристегнутого ремнями безопасности, в удерживающей системе ФЭСТ (решение Верховного Суда РФ от февр. 16, 2017 № 45-АД17-1). Рассмотрим этот случай подробнее.

Фабула дела

Постановлением инспектора ГИБДД от 30 апреля 2016 г. гражданин К. оштрафован на 3 000 рублей за нарушение правил перевозки пассажиров (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ). Согласно постановлению, административное правонарушение заключалось в том, что К. перевозил своего ребенка на заднем сиденье автомобиля без специального приспособления для перевозки детей. Данное решение оставлено в силе районными и окружными судами (постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. 5, 2016). Тот факт, что ребенок удерживался с помощью удерживающей системы ФЭСТ, представляющей собой трапециевидную конструкцию из эластичной ткани, прикрепленную к ремню безопасности автомобиля, не гарантировал, по мнению судей, должного уровня безопасности ребенка, так как устройство являлось всего лишь приспособлением. «адаптер ремня».

Позиция ВС РФ

Судья Верховного суда не согласился со своими коллегами из низшей инстанции. Он заявил, что в соответствии с пунктом 22.9 ПДД перевозка детей до 12 лет осуществляется с использованием приспособлений для перевозки детей, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств крепления ребенка путем использование ремней безопасности в соответствии с конструкцией автомобиля и только на переднем сиденье автомобиля при использовании детских удерживающих устройств.

Большое количество судебных решений о привлечении водителей к ответственности за нарушение правил перевозки детей можно найти в Энциклопедии судебной практики в онлайн-версии системы ГАРАНТ.

Получить бесплатно

доступ на 3 дня!

Поскольку в данном случае ребенок находился на заднем сидении, а универсальное детское кресло ФЭСТ является видом сидения, позволяющим пристегнуть ребенка штатным ремнем безопасности в автомобиле, его использование не будет противоречить указанному пункту ст. правила дорожного движения, — заявил судья Верховного суда РФ. Кроме того, он подчеркнул, что устройство согласно представленным документам соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и ГОСТ Р 41.44-2005 «Единые требования к детским удерживающим устройствам». системы в автомобилях». Поэтому он отменил все вынесенные по делу приговоры и прекратил производство по делу за отсутствием состава преступления (постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. № 45-АД17-1).

Стоит отметить, что использование прибора ФЭСТ довольно часто влечет наложение штрафов и обжалование соответствующих решений сотрудников ГИБДД в суде. Ряд судей однозначно заявляют, что это не средство для перевозки детей (постановление Курганского районного суда от 30.06.2016 по делу № 4А-294/2016, решение Хабарского районного суда от 03.03.2016 в ч. дело № 21-165/2016).

В свою очередь, другие судьи отмечают, что использование ФЭСТ допустимо, но только на заднем сиденье автомобиля (решение Верховного суда РТ от 9 ноября 2016 г. дело № 77-2814/2016), и оштрафованы за перевозку ребенка на переднем сиденье (приговор Тамбовского районного суда от 16 января 2017 года по делу № 7-1/2017). Проблема использования т.н. бустеры, т.е. кресла с подлокотниками, но без спинки и собственных ремней (постановление районного суда г. Свердловска от 10.01.2017 по делу № 72-11/2017).

Верховный Суд РФ занял по данному вопросу единую позицию, не усмотрев нарушений в использовании «ФЭСТ» в качестве средства сдерживания, а также в перевозке детей, сидящих на подушках и пристегивающихся «взрослыми» ремнями безопасности (Решение Верховного суда). Верховный Суд Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 46-АД15-28, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. № 44-АД15-1).

Что же выбрать?

Возможно, практика привлечения к административной ответственности водителей, перевозящих детей не в детских креслах, связана с тем, что действующая редакция п. 22.9 Правила дорожного движения не включают в число детских удерживающих систем устройства, позволяющие пристегнуть ребенка ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства, называя их иными средствами, но не уточняя их особенностей.

Определение «Детское удерживающее устройство» дано в уже упомянутом ГОСТе. Означает комбинацию ремней или эластичных элементов с пряжками, регулировочных устройств, деталей крепления, а в некоторых случаях и дополнительных устройств, которые можно прикрепить к внутренней части кузова транспортного средства, таких как люлька, съемное детское кресло, дополнительное сиденье или защита от ударов. (п. 2.1 ГОСТ Р 41.44-2005).

Выберите вектор развития. С нами вы можете получить новую профессию
7 часов назад
Омолаживающая крем-сыворотка для лица
8 часов назад

Однако конструкция может быть цельной и включать в себя частичное удерживающее устройство (например, дополнительную подушку), которое в сочетании со взрослым ремнем безопасности вокруг туловища ребенка или детским удерживающим устройством образует полноценное детское удерживающее устройство (п. 2.1.3 ГОСТ). Р 41.44-2005). FEST, кажется, принадлежит к этому типу.

Однако следует помнить, что основная цель удерживающей системы не в том, чтобы избежать штрафа, а в том, чтобы снизить вероятность травмирования ребенка в случае резкого торможения или аварии. Поэтому к выбору вида иммобилизации следует подходить осторожно.

Логично предположить, что для перевозки младенца следует использовать специальную люльку (п. 2.4.1, п. 2.4.2 ГОСТ Р41.44-2005). Ребенка, который уже может находиться в положении полулежа, можно перевозить в кресле (пункт 2.4.3 документа).

Кресла делятся на группы в зависимости от веса, для которого они предназначены: для детей весом до 10 кг (группа 0), до 13 кг (группа 0+), от 9 до 18 кг (группа I), от 15 и 25 кг (группа II) и от 22 до 36 кг (группа III).

Однако мало выбрать правильное устройство, нужно еще и разместить его в нужном месте. Например, устройства, относящиеся к группам 0 и 0+, необходимо размещать в направлении, противоположном направлению движения (п. 6.1.10 ГОСТ Р 41.44-2005). Как правило, способ крепления указывается в спецификации модели: «спинкой вперед» или «лицом вперед». Также следует знать, что использование детского удерживающего устройства, установленного против направления движения, на пассажирских сиденьях, оборудованных подушками безопасности, не допускается (п. 3.2.5 требований к двухколесным транспортным средствам в дорожном движении).

Кроме того, следует помнить, что не все выпускаемые удерживающие устройства являются универсальными – полууниверсальные, ограниченные и специальные категории могут устанавливаться только на определенные транспортные средства с использованием соответствующих креплений (п. 2.1.2, п. 6.1.3 УК). ГОСТ Р 41.44-2005). По ГОСТу категория устройства указывается в инструкции по эксплуатации таким образом, чтобы ее можно было прочитать, не снимая упаковки.

Поэтому во избежание проблем, связанных с использованием определенного удерживающего устройства, перед его покупкой рекомендуется проконсультироваться с продавцом. Последний, кстати, вправе поручить покупателю обратиться к производителю рассматриваемого устройства (п. 11.2.1 ГОСТ Р 41.44-2005).

В прошлом году МВД России подготовило проект поправок к ПДД, согласно которому иные способы удержания ребенка ремнями безопасности будут исключены из пункта 22.9 ПДД. Было предложено, чтобы дети до семи лет перевозились только с использованием детских удерживающих устройств (предположительно, это будут цельные конструкции, т.е. автокресла). Для детей 7-11 лет по конструкции могут использоваться как детские удерживающие системы, так и штатные ремни безопасности. Однако этот выбор возможен только в том случае, если ребенок сидит на заднем сиденье. Принятие этого документа, вероятно, решило бы проблему отсутствия на рынке удерживающих систем для детей до 12 лет весом более 36 кг.

Кстати, некоторые автомобильные эксперты считают, что в правилах перевозки должен быть указан рост ребенка, а не возраст, потому что определить «стандартные» параметры для ребенка определенного возраста просто невозможно.

Тем не менее, пока никаких изменений в правилах дорожного движения для перевозки детей не внесено.

Грибок ногтей? Попробуйте это, если вы страдаете грибком ног...
6 часов назад
Грибок ногтей? Попробуйте это, если вы страдаете грибком ног...
8 часов назад

Читайте также