

Физическое развитие в результате процессов роста и дифференцировки является критерием оценки здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может быть признаком неблагоприятного воздействия факторов внешней среды. (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многими исследователями доказан научный факт тесной связи физического развития с критическими факторами среды при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. и др., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В. , 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармония физического развития в каждый возрастной период раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют обменные процессы в организме и его функциональное состояние. Поэтому антропометрические данные могут быть использованы как индикаторы для оценки состояния здоровья и как диагностические критерии для выявления различных отклонений.
В настоящее время под физическим развитием принято понимать совокупность морфофункциональных признаков организма, характеризующих конкретный этап биологического развития (В.Р. Кучма, 2003).
Основными показателями физического развития являются соматометрические показатели (рост, вес, окружность груди, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (уровень отложения подкожного жира, распределение; степень развития мышц, половое развитие) и физиометрические. (жизненная емкость легких), артериальное давление, сила рук).
При измерении показателей физического развития следует придерживаться следующих правил:
1. Измерения следует проводить на голых детях утром в комфортных условиях.
2. Для измерений следует использовать только общепринятые приборы с высокой точностью измерения. 3.
3) необходимо соблюдать основные принципы методики измерений.
На протяжении всей истории оценки физического развития специалисты измеряли все показатели отдельно, из чего на основе «ручного» процентильного метода делали выводы об уровне развития и степени гармонии физического развития. Чтобы правильно использовать таблицы процентилей, необходимо тщательно определить возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Эту задачу намного проще предложил А.А. Баранов и Л.А. Щеплягина (2006), специальной таблицы для определения календарного возраста (табл. 1).
Определение календарного возраста на момент проведения теста
Для его использования вычтите год рождения ребенка из года экзамена, а затем вычтите или прибавьте количество месяцев, указанное на пересечении горизонтальных линий (месяц рождения) и вертикальных линий (месяц экзамена) из получил номер.
Пример: Ребенок родился 12 мая 2000 г. и обследован 17 февраля 2008 г. Вычитая из года обследования год рождения, получаем 8 лет. На пересечении горизонтального (V) и вертикального (II) рядов находим «-3», значит ребенку 3 месяца (12 — 3 = 11) — его возраст на контрольном осмотре 7 лет 11 месяцев.
После определения точного возраста детей и подростков их распределяют по возрастным группам (см. табл. 2).
7 лет 5 месяцев. 29 дней
8 лет 5 месяцев. 29 дней
9 лет 5 мес. 29 дней 29 дней
10 лет 5 мес. 29 дней
11 лет 5 месяцев. 29 дней 11 лет 5 месяцев.
12 лет 5 месяцев. 29 дней
13 лет 5 месяцев. 29 дней 26 дней


14 лет 5 месяцев. 29 дней
15 лет 5 мес. 29 дней
16 лет 5 месяцев. 29 дней 29 дней
17 лет 5 мес. 29 дней.
Суть процентильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемому процентильные коридоры. Все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, охватывающего весь диапазон колебаний признака. Этот ряд разбит на 100 интервалов, имеющих равную вероятность появления; размеры этих диапазонов процентилей не равны в абсолютных единицах. Столбцы таблиц процентилей показывают количественные границы признака в определенной доле, или процентиле, детей данного возраста и пола. Средние или условно нормальные значения — это типичные значения для половины здоровых детей данного возраста и пола в пределах от 25 до
75-й процентиль В полном виде процентильная шкала представлена семью постоянными процентилями: 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97. Каждый из определяемых процентилей называется процентильной вероятностью и выражается в процентах. Между определенными процентильными вероятностями имеется 8 интервалов (табл. 3), которые называются процентильными интервалами (коридорами).
Процентильная вероятность (процентили)
Существует семь процентильных диапазонов (коридоров) неодинаковой ценности.
«Коридор 1 с очень низкими значениями у здоровых детей встречается редко, всего в 3% случаев. Ребенок с таким уровнем особенностей должен получить специальную консультацию и обследование по показаниям.
«Коридор 2 (3-10 процентиль) представляет собой диапазон низких значений, который встречается у 7% здоровых детей. Консультирование и скрининг показаны при наличии других заболеваний.
«Коридор 3 (10-25 процентиль) — это диапазон ниже среднего, обнаруживаемый у 15% детей и подростков.
«Коридор 4 (25-75 процентиль) — диапазон средних значений, характерный для 50% здоровых детей.
«Коридор 5 (75-90 перцентиль) — диапазон значений выше среднего, характерный для 15% детей.
«Коридор 6 (90-97 процентиль) — интервал высоких значений, встречающийся у 7% здоровых детей.
«Коридор 7 (от 97-го процентиля) представляет собой диапазон очень высоких значений, характерных не более чем для 3% детей и подростков.
Гармоничность физического развития определяется разницей между коридорами роста, веса и окружности грудной клетки. Если разница в количестве коридоров не превышает 1 единицы, физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы — дисгармоничные; 3 единицы — резко дисгармоничные.
Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяют на следующие уровни: средний, выше среднего, высокий, очень высокий, ниже среднего, низкий, очень низкий.
В случае дисгармоничного физического развития необходимо определить, какой параметр вызван. Так, если значения массы тела находятся в четвертом коридоре, а рост в седьмом коридоре, дисгармония обусловлена очень высоким ростом; если рост в пятом коридоре, а масса тела в седьмом, дисгармония обусловлена очень большой массой тела.
Дети с нарушением физического развития относятся к группе риска и должны быть осмотрены педиатром для установления и устранения причины отклонения. Детям с резко диссонирующим физическим развитием необходима консультация эндокринолога.
Несомненно, в условиях массового скрининга профилактических тестов этот метод становится особенно трудоемким с точки зрения сроков и риска ошибки, связанной с человеческим фактором. Поэтому в настоящее время появилось множество программно-аппаратных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеряемых приборами, входящими в комплекс, автоматически делать выводы о степени развития и гармоничности физического развития.
В качестве инструмента оценки физического развития рекомендуем использовать лечебно-диагностический комплекс «Здоровый ребенок» ОАО «Тулиновский приборостроительный завод» «ТВЭС». МДЦ «Zdrowe Dzieci» предназначен для автоматического контроля за физическим развитием и физической подготовкой детей до 18 лет. Это компьютерная система, состоящая из электронных устройств: весов, ростомера, рулетки, динамометра, штангенциркуля, тонометра, компьютера, термопринтера. Он позволяет вести базу данных как на индивидуальном уровне по каждому ребенку, так и обобщать результаты сообщества (классы, группы и т.д.). ЦМД автоматически собирает показания с вышеперечисленных приборов, сравнивает их с медицинскими нормативами, хранящимися в его памяти, и распечатывает заявку на физическое развитие ребенка на специальной наклейке, облегчающей занесение данных в паспорт здоровья учащегося. Комплекс также оценивает физическую подготовленность и делит детей и подростков на фитнес-группы. КМД при ручном вводе патологии школьников на основании МКБ 10 (Международная классификация болезней) может оценить комплексное состояние здоровья ребенка или подростка, которое создается в специальном отчете с возможностью печати в формате А4. формате, в котором программа разделяет детей и подростков по группам здоровья. Дополнительно комплекс формирует статистические отчеты на начало и конец учебного года. Что касается здоровья конкретного ребенка, то комплекс представляет в цифрах и графиках динамику его развития на протяжении всего периода обучения. По опыту сотрудников кафедры гигиены и эпидемиологии при оценке физического здоровья в КМД следует констатировать, что комплекс технически прост в эксплуатации и обслуживании. Это экономит площадь помещения, время на проведение исследований и не требует ручной регистрации данных. Комплекс поставляется с компьютером, поэтому особенно удобен в использовании, так как не требует никаких программных и системных настроек. Компьютер уже интегрирован в комплекс, функционально подключен к устройствам и программно протестирован.

