О чем рассказывают нам. сказки

Сексуальное искушение, табу на инцест и взаимная ревность между братьями и сестрами покинули королевство Тринадцати и по сей день. Истории, кажущиеся невинными, говорят о бессознательных конфликтах, с которыми сталкиваются дети. Мы попросили экспертов расшифровать четыре традиционные сказки.

Омолаживающая крем-сыворотка для лица
9 часов назад
Омоложение кожи лица
9 часов назад

Знаете ли вы, что первое упоминание о Золушке и его ревнивых сестрах появляется на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет? С изменением общества, обычаев, стран и языков сказки не стареют и мы продолжаем читать их нашим детям. Их долговечность обусловлена ​​тем, что они символически отражают основные психологические проблемы людей: наши архетипические внутренние конфликты.

Сказки касаются семейных отношений (включая соперничество между братьями и сестрами) и личных проблем (преодоление детских зависимостей, уверенность в себе, самооценка, переживание эдипова комплекса), как это описано американским психологом Бруно Беттельхеймом в книге «Преимущества магии: Смысл и значение сказок». Родители в ужасе от сказочного насилия и жестокости, а современная детская литература часто старается избегать всего ужасного и грустного.

«Не следует отказываться от страшных сказок: инсценируя бессознательные страхи ребенка, они помогают ему осознать их и преодолеть», — говорит Станислав Раевский, юнгианский аналитик. — Легкая литература, очищенная от страданий и жестокости, учит ребенка лишь скрывать свою тревогу».

Богатство символического содержания сказок делает их прекрасным материалом для анализа. Психоаналитики-фрейдисты заинтересованы в обнаружении вытесненных слоев нашего бессознательного, которые отражаются в данной сказке.

Они считают, например, что английская сказка о Джеке, который растет на бобовом стебле до неба, убивает в небе великана и приобретает его сокровище, символически выражает бессознательное желание подростка «убить своего отца» и таким образом обеспечить свою мужественность. . Юнгианские аналитики рассматривают эту историю как историю посвящения, достижения личной целостности.

«С точки зрения аналитической психологии каждая сказка символически описывает внутренний процесс, а не внешние события или отношения с другими людьми. Персонажи сказки интерпретируются как разные составляющие одной личности, отношения между которыми ведут к трансформации и развитию личности, — объясняет Юлия Казакевич, юнгианский аналитик.

Обе эти интерпретации не исключают друг друга, но есть и третья: как и во многих других сказках, Джек просто показывает детям, что любые трудности можно преодолеть с помощью ума и сообразительности.

История про меня

Психотерапевты, использующие в своей работе сказки, часто указывают на трех основных (универсальных) персонажей, символизирующих разные стороны нашей личности.

  • Король — воплощение старого эго, которое необходимо обновить. Старая личность должна умереть, а короля заменить героем.
  • Герой символизирует действие и перемены.
  • Фея — это наша «волшебная» сторона, бессознательное. Он провоцирует ситуации, которые вызывают изменения.

Взгляд на взаимосвязь между этими числами — отличная возможность понять, в чем именно заключается проблема, которая мешает нам развиваться.

Универсальный характер сказок позволяет использовать их в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту говорить на одном языке, дает общую систему символов. Иногда многое можно понять, просто спросив человека, какая сказка ему больше всего нравится».

«Важно и то, как человек рассказывает свою любимую сказку», — добавляет Юлия Казакевич. — Каждый будет расставлять акценты по-своему, добавлять или убирать значимые для себя детали. Следующим шагом будет написание собственной истории. Не случайно рождение литературного авторского рассказа исторически опережает появление психоанализа. Литературная сказка — это переход между народной сказкой и теми сказками, которые каждый из нас может написать сам, пытаясь разобраться в сложностях и противоречиях собственного внутреннего мира».

Дети и взрослые, мы снова и снова возвращаемся к сказкам, соединяясь таким образом с самими собой, помогая пробудить скрытого в каждом из нас ребенка, раскрывая силу собственного воображения, преображающую нас и нашу жизнь.

Сказкотерапия

Терапия сказками — новое направление в психотерапии. Чаще всего используется в работе с детьми, потому что сказки — отличный разговорный язык. Сказка – это мостик между рациональным мышлением взрослого и воображаемым, «волшебным» миром ребенка, в котором нет абстракции, а все происходит здесь и сейчас. Сказкотерапия использует лечебные сказки – истории, которые образно рассказывают о проблемах и переживаниях ребенка. В них, как и в народных сказках, ситуация всегда завершается: герой (с которым ребенок охотно идентифицирует себя) преодолевает трудности и становится сильнее. В групповой или индивидуальной работе дети читают сказки, обсуждают поступки героев, рисуют наиболее запомнившиеся эпизоды, разыгрывают сказки по частям.

Как вернуть коже молодость?
7 часов назад
Грибок ногтей? Попробуйте это, если вы страдаете грибком ног...
9 часов назад

«Ослиная шкура»

Царь, потеряв любимую жену, ищет себе новую, ничем не уступающую покойной супруге, и влюбляется в родную дочь. Принцесса по приказу своей феи убегает из дворца, переодевшись ослом. Он ведет бедную жизнь вдали от своего королевства, пока не встречает красивого принца.

Табу инцеста. Это, пожалуй, наименее известная из всех сказок Шарля Перро: она относится к самому строгому табу из всех существующих. Желание инцеста, возложенное сюжетом на царя, является проекцией влечения каждой девочки к отцу, что также является естественным этапом взросления.

Героиня сказки преодолевает свою тревогу, отказываясь по совету феи от легкой жизни. В чужом королевстве он живет в грязи, пас скот, что символически представляет трудность реализации его кровосмесительного влечения. Только приняв свою темную сторону (включая кровосмесительные переживания), принцесса получает право вступить в «правильный» брак. Переодеться в шкуру животного — символ волшебного преображения: девушке удается не только сохранить свою душу, но и выйти на новый уровень.

«Красная Шапочка»

Самую красивую девушку в деревне мать отправляет в дом к бабушке. В лесу он встречает волка, который съедает сначала бабушку, а потом девочку. Мало кто знает, что оригинальная (1697) версия Шарля Перро заканчивается на этом этапе — нам больше знакома версия со счастливым концом, где охотники убивают волка, вспарывают ему брюхо, а девочка и бабушка остаются целы и невредимы.

Сексуальное искушение. Сексуальное искушение наиболее выразительно выражено в этой знаменитой сказке. Красный символизирует сексуальное искушение. Волк, конечно, человек: когда девушка раздевается и ложится с ним в постель, а зверь говорит ей, что его плечи настолько велики, что он может крепко обнять ее, сомнений не остается.

Автора не устраивала уникальность образов, и ему также был нужен совет: девственницам не следует слушать обманчивые разговоры мужчин. По моральным нормам того времени сказка говорила, что сексуальность опасна, приравнивая мужскую сексуальность к агрессии, а женскую сексуальность к жертвенности.

Красная Шапочка, в отличие от других сказочных персонажей, не взрослеет и остается девочкой. Не случайно мы настойчиво добавляем к этому рассказу изменение, отсутствующее в сказке Перро («второе рождение» бабушки и внучки из выпотрошенного волчьего чрева).

«Золушка»

Овдовевший богатый мужчина женится на женщине с двумя злыми дочерьми. Они высмеивают Золушку, пока принц не влюбляется в нее на балу. Существует множество версий этой сказки, в том числе и братья Гримм. Знаменитая хрустальная туфелька появляется в версии Шарля Перро.

Семейное соперничество. Соревнование между детьми за родительскую любовь существовало всегда; совершенно нормально. Жизнь Золушки кажется чрезвычайно суровой, но история отражает эмоции каждого ребенка, у которого есть братья и сестры, а также чувства, которые они испытывают к своим родителям. Образ плохой мачехи позволяет ребенку признать свои «плохие» переживания (злобу и обиду на родителей), не чувствуя при этом вины. Мачеха и ее злые дочери забирают отца у Золушки — она ​​заботится о них, а не о родном ребенке.

С точки зрения внутренних процессов история Золушки — это история осознания желаний, которые, в отличие от желания красивого платья или похода на выпускной бал, никогда не могут быть удовлетворены отцом. Эти желания подавляются, что символизируется подчиненным положением Золушки, грязной, как пепел, на которой она сидит или спит, и расцветают (направлены на нужный объект) после тяжелой работы осознания и принятия.

«Белоснежка»

Мачеха завидует Белоснежке, потому что она красивее, чем есть на самом деле. Белоснежку уводят в лес, чтобы убить, но она освобождается и находит приют в хижине семи гномов. Мачеха находит ее и, переодевшись старухой, дает ей отравленное яблоко. Белоснежка возвращается к жизни только тогда, когда ее целует принц.

Трудности подросткового возраста. Братья Гримм подарили нам сказку, в которой с большой точностью описан самый важный этап в развитии девочки – подростковый возраст. В начале истории королева-мать (которая позже умирает при родах) уколола себе палец. Три капли крови падают на снег — это подчеркивает контраст между невинностью и сексуальностью. Таким образом, сказка готовит девочек к принятию менструации.

Дальше: в глухом лесу, среди карликов — лишенных сексуальности фигур — подрастает Снежка. С ними она пытается стать матерью (но пока без мужчины) и учится вести домашнее хозяйство. Выполняя все функции женщины, кроме половой и репродуктивной, она становится готовой к приходу принца.

Наконец, история рассказывает о зарождающемся соперничестве между матерью и дочерью. Образ злой мачехи, безусловно, символизирует обычную беззаботную мать, которой завидует девочка-подросток. Отравленное яблоко олицетворяет чрезмерную любовь матери, ее всемогущество и страх перед наказанием, который должна осознать и преодолеть девочка, чтобы из ребенка превратиться во взрослую. Это также напоминание матери о том, что пора перестроить свои отношения с дочерью, признав за ней право выбирать свой собственный путь. Сигналом об этом является кровь с первого периода.

Омоложение кожи лица
10 часов назад
Образовательная платформа Учим профессиям и навыкам
6 часов назад

Читайте также