Об отношениях в семье

АНТИВОЗРАСТНОЙ УХОД. АДАПТИРУЕТСЯ К ТОНУ КОЖИ. УВЛАЖНЕНИЕ И ЗАЩИТА
10 часов назад
Как вернуть коже молодость?
9 часов назад

Дети и родители. На первый взгляд их связь кажется неразрывной и гармоничной, а взаимная любовь и принятие являются ключевыми чертами. Но так ли это на самом деле? Почему детей в одной семье любят по-разному? От чего это зависит? Попробуем разобраться в этом тонком вопросе — взаимоотношениях детей и родителей.

Многие психологические теории изучали детско-родительские отношения и подчеркивали их исключительную важность для развития ребенка. Первой научной теорией, исследующей отношения родителей и детей, был психоанализ. З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг и другие указывали, что от отношения родителей зависит то, как ребенок проходит все стадии развития. По мнению психоаналитиков, важность построения гармоничных отношений между родителями и ребенком возрастает до трехлетнего возраста и определяет его развитие до личностной зрелости (примерно до 16-17 лет).

Болби считал, что качество привязанности матери к ребенку лежит в основе формирования детско-родительских отношений. Привязанность хорошо видна у ребенка от полутора до двух лет. В западных странах тесты на привязанность проводит врач или семейный психолог. Малыш и мама находятся вместе в комнате с новыми интересными для малыша игрушками. Когда ребенка привлекают игрушки, мать по сигналу психолога незаметно выходит из комнаты. Реакция малыша на потерю матери может варьироваться от горького плача до полного равнодушия. Именно реакция младенца на утрату, а затем и на встречу с матерью служит основанием для определения типа привязанности. Безопасный тип привязанности является основой формирования гармоничных детско-родительских отношений.

Интересно, что родительские установки формируются еще до рождения ребенка. Важны отношения родителей и детей в их семье и отношение биологических родителей, часто возникает эффект переноса, когда родители воссоздают (теряют) ту же модель отношений, которая присутствовала в их родительской семье, к своим детям.

Имеются и объективные факторы, влияющие на формирование родительских установок, например, длительное отсутствие детей и поздняя беременность чаще других создают гиперкорректность, проблемы с родами, риск невынашивания, плохое самочувствие ребенка после рождения нередко провоцируют гиперкоррекцию. тревожный и недоверчивый тип воспитания. Нежелательная беременность вызывает проблемы с материнским принятием и любовью.

Дисгармония в семейных отношениях сказывается и на типе воспитания. Например, конфликты с членами семьи, обиды, разводы приводят к нарушению отношений с ребенком, особенно если он внешне или внутренне (своим характером, привычками) похож на родителя-объекта обиды.

более высокая активность ребенка, внешний вид, здоровье, привычки, способности и многое другое, что в итоге в большей или меньшей степени влияет на отношение родителя к нему/ней.

Э. Эдемиллер и В. Юстикис, рассматривая причины характерологических акцентов и проявлений дисгармонии у подростков, обратили внимание на типы семейного воспитания. Эти психологи классифицировали их на 5 типов.

Снисходительная гиперзащита.


Особенности типа воспитания.

В этой семье родитель чрезмерно потакает желаниям ребенка, чрезмерно заботится о нем, предъявляя минимальные требования. Здесь царит атмосфера вседозволенности и отсутствия родительского контроля. Ребенок стремится к лидерству, власти как в семье, так и в детских коллективах, но часто не становится лидером из-за отсутствия самостоятельности, способности брать на себя ответственность, инфантильности. Следовательно, в общении со сверстниками возникают конфликты и ссоры.


Как вид воспитания оно проявляется внешне.

Родитель чрезмерно интересуется ребенком, задавая вопросы: «Ты устал?», «Тебе холодно?», «Ты голоден?» Ребенок становится раздражительным, и родитель «сглаживает» ситуацию.


Жалобы родителей на учителей.

Ребенка не ценят учителя, над ним издеваются другие дети, он очень тяжело переживает собственные неудачи.


Проблемы семейного воспитания.

Никаких родительских требований, никакого контроля, в принципе родитель никак не представлен в паре, никакого влияния на воспитание ребенка, никаких границ для его поведения.


Что искать.

Родителю важно уметь выражать ребенку свои чувства: «Я злюсь, когда…», «Я счастлив, если…», «Я хочу, чтобы ты…» и т. д. Надо обратите внимание на ситуации, в которых родитель не согласен с действиями ребенка.

Доминантное гиперродительство.


Особенности типа воспитания.

Родитель уделяет ребенку повышенное внимание, присутствует легкий контроль. Фактически мы имеем дело с подавлением детской инициативы, авторитарным подавлением самостоятельности. «Роботизация» воспитания в семье.

Ребенок не проявляет инициативы, нерешителен, не может добиться своего. В подростковом возрасте у ребенка проявляются протестные реакции. Как вид воспитания оно проявляется внешне. Родитель предъявляет ребенку множество требований: «Хорошо, оставайся здесь!», «Надень шапку», «Поздоровайся». Родитель проявляет инициативу в любой ситуации и не интересуется мнением ребенка.


Жалобы родителей на учителей.

Ребенок груб, дерзок, капризен и т. д. В подростковом возрасте родители жалуются, что ребенок «не владеет собой» и «предпочитает проводить время вне дома». Маленькие дети становятся беспокойными и пугливыми. Подросткам свойственно брать деньги, вещи из дома (как своеобразная компенсация за отсутствие родительской любви), убегать.


Проблемы семейного воспитания.

Никакой родительской любви и безусловного принятия. Родитель всегда знает, что нужно ребенку, и принимает решения за него. Ребенок не в паре со своими желаниями, потребностями.

Как вернуть коже молодость?
9 часов назад
Образовательная платформа Учим профессиям и навыкам
9 часов назад


Что искать.

Создайте условия для того, чтобы ваш ребенок осознал свои желания, это можно сделать, задавая вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Согласен ли ты с этим?», «Что ты будешь делать?» Родитель должен развивать эмпатию к ребенку, попросив его ответить на вопросы: «Как вы относитесь к ребенку?» Как вы думаете, что ребенок чувствует в этой ситуации?», «Как вы думаете, хочет ли ребенок это сделать?». », разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его мнением.


Особенности типа воспитания.

Своего рода гиперопека родителей. Родитель пытается привязать ребенка к себе, удержать его рядом и лишить самостоятельности. Родитель (чаще мать) испытывает тревогу, когда возникает ощущение, что ребенок хочет отдалиться от него, например, приезд друзей, подростковый период, поездка ребенка в лагерь, санаторий или на обучение.

В семье царит гармония – любовь, принятие, пара кажется идеальной, родитель и ребенок понимают друг друга без слов, часто дополняют друг друга в разговоре. Частое употребление местоимения «мы».


Жалобы родителей на учителей.

Родитель выражает озабоченность адаптацией ребенка, жалуется на то, что ребенок отчужден, имеет «тайны» и «тайны». У ребенка нет друзей (по сути, родитель заменяет ему друзей).


Проблемы семейного воспитания.

Между партнерами нет границ, неизвестно, кто что на самом деле чувствует. Есть «мы», а не «я» и «ты».


Что искать.

Родители должны понимать, что все на земле разные, у всех разные интересы и потребности, это не повод для драмы, а повод к сотрудничеству. Важно поддерживать проявление как родительских, так и собственных желаний ребенка, формируя опыт осознания различий и их принятия.

Эмоциональное неприятие.


Характеристика типа образования.

Отношение родителей характеризуется игнорированием потребностей ребенка, а иногда и жестким обращением с ним. Наблюдается глобальное недовольство ребенком, постоянные выговоры, негативные оценки, критические замечания. В браке отсутствует родительская любовь и принятие детей.


Как вид воспитания оно проявляется внешне.

Родитель часто раздражается, упрекая ребенка: «Отстань!», «Ты кем себя возомнил?!», «Делай, что хочешь!». Родитель отрицательно относится к тому, что делает ребенок, и бессознательно старается избегать физического контакта. Ребенок либо замыкается в себе, либо реагирует неприятием со стороны родителя (чаще в подростковом возрасте).


Жалобы родителей на учителей.

Непослушание, глобальная детская неудовлетворенность. Жалобы на поведенческие расстройства: драки, грубость, агрессию и др.


Проблемы семейного воспитания.

Родитель не видит настоящего ребенка, не принимает его. Негативные чувства к ребенку иногда связаны с другой фигурой (отцом, матерью, свекровью), а ребенок выступает проекционным полем для родителя. Ребенок не проявляется как личность и скрыт от родителей. Иногда ребенок провоцирует негативные чувства по отношению к своим родителям, используя это как способ привлечь внимание к себе.


Что искать.

Можно запретить (даже временно) отрицательную оценку со стороны родителей. Поощряйте положительные чувства по отношению к ребенку, помогайте ему раскрыться во взаимодействии. Необходимо распознать, на кого из членов семьи направлены негативные чувства. Негативные чувства родителя должны быть сформулированы в «самодекларации».

Повышенная моральная ответственность.


Особенности типа воспитания.

Повышенные требования к ребенку, не соответствующие его возрасту и реальным возможностям. Ребенок берет на себя больше ответственности за других людей, чем может вынести. Например, старшие дети в семье берут на себя полную родительскую ответственность за младших и старших членов семьи. Иногда дети участвуют в сложных семейных решениях, таких как развод, повторный брак, смена работы и т. д. В такой паре родитель играет роль ребенка, не самостоятельного, нерешительного, неумелого, а ребенок берет на себя роль взрослый довольно рано.

У ребенка невротические реакции, отказ от ответственности, агрессия по отношению к учреждению.


Как вид воспитания оно проявляется внешне.

Проявляется чаще в неполных семьях — установка «теперь ты человек, тебе решать», родители заняты своей карьерой, зарабатыванием денег — все домашние дела ложатся на ребенка; проявляется в многодетных семьях из-за родительской перегрузки.


Жалобы родителей на учителей

. Родители жалуются, что ребенок не выполняет своих обещаний, не выполняет обязанности, которые раньше выполнял. У ребенка развивается мотив отрицания «лучше ничего не делать».


Проблемы семейного воспитания.

На ребенка возлагается больше ответственности, много домашних дел, а родитель практически полностью от них избавлен.


Что искать.

Вместе с ребенком родитель составляет список задач, за которые отвечает ребенок. Обратите внимание, как распределяются обязанности. При необходимости перераспределить.

При рассмотрении видов семейного воспитания хотелось бы выделить два важных компонента – родительский контроль и родительскую любовь и принятие. Гармоничный тип характеризуется их оптимальным соотношением. Несмотря на сложность процесса формирования родительских установок, множественность факторов, определяющих их содержание, понимание родителем характера взаимодействия с ребенком, умение анализировать общение позволит изменить стиль семейного воспитания, осознать своих сильных и слабых сторон.

Безопасное лечение спины без дорогих операций
10 часов назад
Запустите прибыльный бизнес на WildBerries
6 часов назад

Читайте также