Почему Марию Магдалину пытаются выставить соблазнительной распутницей

Мария Магдалина, память которой верующие празднуют 4 августа, была оклеветана. Сначала ее просто приняли за грешницу из Евангелия, которая омыла ноги Иисуса своими слезами, отерла их своими длинными волосами, а затем помазала ее драгоценным маслом. Начиная с VI века Магдалину стали отождествлять с Марией Египетской — блудницей из византийской Александрии, ставшей святой.

Минус 15 кг за 3 недели! Если заплыли Жиром, на ночь столовую ложку...
6 часов назад
Омоложение кожи лица
9 часов назад

С ранних лет Мария Египетская соблазняла и обещала не столько удержать ее, сколько смысл жизни. Когда Марии исполнилось 32 года, на корабле с паломниками она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня — христианское торжество, возвещавшее сбор мужчин. По пути в Иерусалим Мария решила присоединиться к остальным и прикоснуться к Кресту. Однако неведомая сила помешала Марии войти в храм. Это так поразило блудницу, что привело ее в замешательство. Мария чувствовала: грязь ее жизни мешает ей приблизиться к святилищу. Покаявшись, осознав горькую правду, она удалилась в пустыню, где провела остаток своих дней, борясь со своим прелюбодеянием и покаянием. История поучительна, понятна всем тем, кто согрешил, хотя и не так буквально, не позволяет прийти в церковь, но к Марии Магдалине это повествование не имеет никакого отношения.

Существует вариация этой истории, в которой акцент делается на том, что за долгие годы пребывания в пустыне ее одежда испортилась, а пышные, зрелые волосы прикрывают очаровательную наготу раскаявшейся прелюбодейки. Кажется, еще древние авторы понимали: лучше описывать прелести голой блудницы, чем размышлять о сути покаяния.

В 1255 году итальянский монах-доминиканец и архиепископ Генуи Якуб Воробинский написал «Золотую легенду», ставшую хитом средневековой литературы. Претендуя на научность, «Золотая легенда» была, однако, плодом воображения: архиепископ Генуи не знал ни древнееврейского, ни греческого и брал первоисточники по своему желанию, поэтому смело превратил Марию Магдалину в богатую и сумасбродную грешницу, которая раскаялся и потому творил чудеса. Несмотря на то, что науки и правды в «Золотой легенде» было мало, это не помешало ее невероятной популярности. Еще при жизни автора произведение было переведено на европейские языки и издавна вдохновляло поэтов, художников и скульпторов. И хотя в XVI веке Западная церковь официально признала, что Мария Магдалина не родственна св. С Марией Египетской, как и с другими блудницами — кающимися или действующими, после «Золотой легенды» в сознании масс прочно утвердилось поверье: святая равноапостольная Магдалина когда-то была блудницей.

В XV веке в Европе популярная пьеса, в которой семь демонов преследуют и мучают нашу Марию, — есть хоть какая-то связь с первоисточником, мы к этому еще вернемся, хотя в основе ее лежит тема блудного греха. Дальше следует больше: на протяжении столетий licentia Poetica фантазии художников, уже не ограниченных инквизицией или хотя бы собственной совестью, регулярно выходили за все принятые в то время рамки приличия. И так было до 21 века, хотя сегодня ссылки на недоступность исследований нелепы. Однако кажется, что сочетание Богочеловека Иисуса Христа, греха и женщины по-прежнему кажется многообещающим с точки зрения как пиара, так и денег. Так что есть те, кто делает деньги на эротике этого треугольника, хотя среди тех, кто осмелится, нет ни Тициана, ни Жюля Жозефа Лефевра, ни хотя бы Якуба Ворагиньского. Поскольку нет желания вникать в сознательные и подсознательные сексуальные отклонения психики таких творцов, обратимся к первоисточникам.

Все четыре евангелиста говорят о Марии Магдалине — маленьком городке в современном Израиле. Ни слова о ее прелюбодеянии, ни до, ни после встречи со Христом. С другой стороны, среди женщин, последовавших за Иисусом, первой упоминается «Мария, называемая Магдалиной, от которой произошли семь бесов». Слово «семь» в Библии означает «полнота», а не число. Это значит, что наша Магдалина до встречи с Иисусом страдала от одержимости во всей своей красе, и ее мучили бесы. Были ли они демонами расточительной страсти? Евангелие не дает оснований так думать. Библия не ханжа: две дочери Лота спали со своим отцом; Книга Бытия разъясняет это. Царь Давид забрал Вирсавию, муж которой был на войне, и здесь Библия не скрывает греха божьего помазанника. И так далее. Итак, о прелюбодеянии Магдалины вспомним: чего не было, того не было. И прелюбодеяния достаточно. Но Иисус, чья божественная сущность дала ему власть над падшими духами, исцелил Марию Магдалину. А потом вместе с апостолами два года следовала за Спасителем, «служа Ему добром Его» — помогая последователям Иисуса едой, одеждой и деньгами.

Затем мы встречаем Магдалину в час скорби, когда Иисус, взяв свой крест, идет на Голгофу. В отличие от апостолов, которые в ужасе были рассеяны после несправедливого ареста и суда Спасителя, Мария Магдалина прошла путь крестных страданий до конца рядом со своим Учителем. Она также стояла у креста Распятого.

В Евангелии нет ни слова о чувствах тех, кто был рядом с распятым Иисусом в последние часы его земной жизни. Однако у нас есть Реквием Ахматовой, написанный в годы сталинских репрессий. Сцену распятия Христа Ахматова ставит в центр поэмы — как точку максимального страдания и боли в нашем мире.

«Магдалена билась и плакала,

Любимый ученик застыл,

Как вернуть коже молодость?
9 часов назад
Пообщаемся по вебке?
10 часов назад

И там, где стояла ее мать, она молчала,

Никто не смел смотреть.

Здесь с точностью выточена Анна Андреевна, пережившая арест сына и мужа.

Читаем Евангелие дальше: Мария присутствует при погребении Иисуса, поздний вечер пятницы, накануне субботы покоя.

Христос распят, Христос «испустил дух», ученики Иисуса рассеяны, их вера поколеблена, они в отчаянии. Никто больше не ждет Его воскресения. На следующий день после субботы покоя, ранним утром, ученики Христовы приходят к гроту и видят, что камень, преграждающий вход в гроб, убран. Они заходят внутрь и находят лишь пелены, в которые было завернуто тело Христа. Апостолы еще не понимают, что произошло. Они люди, они во власти своих чувств: сожаление, растерянность, недоумение, происходящее до сих пор за пределами их понимания. В Евангелии от Иоанна есть знаменательный эпизод, повествующий о встрече Марии Магдалины и Воскресшего Христа. Едва ли во всей мировой литературе найдется что-нибудь, что хотя бы приблизилось к сырой поэзии этого короткого евангельского отрывка.

Вот Мария Магдалина со своими учениками приходит ко гробу рано утром и находит его пустым. Ученики уходят, а Мария остается одна у гроба. Она стоит и плачет — это так очевидно. «И когда плакала, наклонилась ко гробу и увидела двух Ангелов, сидящих в белых одеждах, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисуса». Ангелы спрашивают Марию, почему она плачет. «Они взяли моего Господа, и я не знаю, куда они его положили», — отвечает Мария. И потом: «Сказав это, она обернулась и увидела стоящего Иисуса, но не знала, что это был Иисус» — ее слезы, мрак раннего утра, утрата случившегося, что здесь удивительно. И вот сам Иисус спрашивает Марию: «Почему ты плачешь?» И она, еще не узнавая Христа, «думая, что он садовник, говорит ему: «Господи, если ты его унес, скажи мне, куда ты его положил, и я возьму его». Тогда Христос говорит ей через имя: «Мария!». И сразу узнает Его: «Мастер!».

В этом признании есть прилив радости. Мария, вероятно, хочет увидеть, хочет ли Он прикоснуться к Нему, но Иисус останавливает ее. Он произносит знаменитое «Не трогай меня!» И поясняет: «Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, но иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Часто те, кто читает этот эпизод, недоумевают, почему Иисус не позволял Марии прикасаться к себе. Ведь когда Фома, усомнившись в рассказе учеников, сказал: «Пока не увижу ран от гвоздей на руках Иисуса и не вложу перста моего в те раны, не поверю» — подсказал ему Христос? И затем Иисус останавливает Марию, говоря: «Не прикасайся ко мне.» И здесь мы вступаем в область предположений. Воскресение Христа выходит за рамки нашего рационального, обыденного опыта. Воскресение Христово есть тайна, и как Мария, остановленная Иисусом, не захотела прикоснуться к Нему, так и мы должны остановиться и не прикоснуться к этой величайшей тайне, величайшему чуду в истории человечества.

Отметим для себя: Мария Магдалина первой увидела Воскресшего Спасителя. Она первой возвестила людям, что Христос воскрес. Но Церковь называет ее равноапостольной.

Это все. Евангелие больше ничего не говорит о Марии. И не написано, был ли последователь Христа молод? Она была красивой? История говорит достаточно, что она была храброй и верной. Молодость и красота преходящи, верность длится века.

Запустите прибыльный бизнес на WildBerries
10 часов назад
Богатый мир мясных лакомств!
9 часов назад

Читайте также