

В жизни каждого родителя наступает момент, когда рано или поздно они сталкиваются с ребенком, который начинает говорить неправду.
«Как он мог обмануть меня? Я всегда ему доверяла, я учила его только хорошему, а он обманул мое доверие, подвел меня». В его словах неправды видят злонамеренный обман, подрывающий саму любовь и привязанность.
Хотя первые зачатки лжи могут появиться уже в 2-летнем возрасте, до 4 лет малыши вообще не умеют лгать. Они недостаточно логичны, чтобы придумать схему обмана, им не хватает способности видеть вещи с точки зрения другого человека, или у них достаточно воображения, чтобы придумывать детали, которых не существует. Они с трудом отличают реальность от фантазии, легко отвлекаются и забывают, что делали или говорили (а где конфеты?). Иногда малыши путают причину и следствие или объединяют две ситуации или события, не связанные друг с другом. Например, они могут решить, что мяч упал из-за того, что разбилась ваза, или другие дети все равно поступили так, потому что у него чего-то не было.
Дошкольники 4-5 лет уже могут представить себе то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что ложью они нарушают нормы морали. в этом возрасте у детей начинает развиваться живое воображение и они не могут спутать настоящее с «выдуманным».
Взрослые часто приходят в ужас от этого, принимая детскую фантазию за ложь. Но это совершенно разные вещи. Как и в реальной игре с куклами и машинками, ребенок сам становится героем своих историй, в которых он может попробовать свои силы в различных ролях, скажем, постараться быть самым сильным, самым смелым, самым умелым. Все это необходимо для его нормального, полноценного развития. Хорошее воображение, сообразительность свидетельствует о живом уме, развитом воображении. Воображение — одно из ценных качеств личности, его нужно не уничтожать, а направлять в нужное русло. И если ваш ребенок сегодня вдохновится рассказом о сказке, не торопитесь его ругать, лучше скажите: «Ты придумал отличный рассказ, давай его напишем, ты нарисуешь картинки, а мы дотянемся до настоящего». книга. Дети могут быть настолько увлечены своими фантазиями, что верят, что их фантазии реальны. И другие дети с такими фантазиями очень интересуются. Есть свидетельства того, что люди, которые придумывают истории, нравятся детям больше, чем их правдивые сверстники. дети обычно имеют больше друзей, быстрее забывают о конфликтах, занимаются играми, рисованием или другой деятельностью.
Прислушиваясь к фантазиям вашего ребенка, вы легко узнаете, что ему нужно в данный момент. Ведь ребенок рассказывает о том, о чем мечтает. Из этих рассказов можно многое узнать о сущности, характере, восприятии ребенка, ведь многое исходит из подсознательных желаний его души.С развитием воображения и речи ребенок часто начинает играть в невинные обманы. Дети любят вводить взрослых в заблуждение и радостно смеются, когда подвергают себя опасности. Выражает желание показать, что они «взрослые», а в чем-то даже «лучше» нас (потому что поверили в сказку, в обман, в фантазию!).
Но в то же время появляется и другой вид лжи — истинная ложь. Примерно к четырем годам ребенок все больше осознает, за что и за что его сегодня наказали и похвалили; как повторить приятную ситуацию для себя. Ребенок ищет выгодные для него варианты и обязательно находит один из самых простых – списывание. К 7-8 годам большинство детей уже могут четко отличать фантазию от реальности. Ложь становится моральной категорией. Дети начинают понимать, что лгать нехорошо не потому, что его не любят взрослые, а потому, что на лжеца нельзя положиться, ему не доверяют и не хотят с ним дружить. Тем не менее, могут быть причины, которые заставляют детей смириться с ложью.
Систематическая ложь является симптомом какого-то неблагополучия в жизни ребенка. это свидетельство не моральных, а, скорее, психологических проблем ребенка.
Основные причины, по которым ребенок может солгать:
Одна из главных причин лжи в любом возрасте – страх. Ребенок лжет, потому что боится наказания. Дети легко признают проступок, пока не будут наказаны за него. Если ребенок молчит в ответ на угрожающий вопрос родителя «Вы это сделали?», он уже понес наказание. Это молчание, по сути, первая ложь, которую он сказал. Ребенок еще не может придумать историю для оправдания себя и единственный выход — молчать или плакать, или отрицать очевидное. Такое поведение может быть связано с тем, что родители слишком жестоки или непоследовательны в своих действиях. Ребенку может быть слишком трудно оправдать их ожидания, и родители могут быть не в состоянии принять ребенка таким, какой он есть. Затем ребенок вынужден прибегать к лжи, чтобы сохранить самосохранение. Эта ложь может привести к потере доверия между вами и ребенком, потому что ребенок боится вас и не может сказать правду.
Детский обман может быть спровоцирован множеством запретов. Если взрослые будут все время говорить «нет», ребенок будет украдкой погружаться в обилие запретов и искушений, с которыми трудно справиться. Этот маленький лайфхак становится способом получить то, о чем вы мечтаете, чего нельзя добиться иначе или что еще не ясно.
Еще одной важной причиной может быть стремление к любви и похвале. Ребенок начинает хвастаться несуществующими достижениями, преувеличивать или приукрашивать уже имеющиеся, чтобы получить поощрение от родителей. Обычно родители слишком многого требуют от ребенка.
Мошенничество может быть следствием желания быть напористым, выглядеть неординарно в глазах взрослых или детей. В ответ на успехи сверстников ребенок может рассказывать о своих мнимых подвигах, богатстве родителей и т. п. (что может быть признаком заниженной самооценки). Исследования показали, что дети из неблагополучных семей чаще лгут. Им объективно сложнее конкурировать со сверстниками в обучении, наличии игрушек, интересном досуге, они поддерживают свой статус ложью. Очень часто причиной детской лжи является чрезмерное рвение взрослых, желающих воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Из добрых побуждений родители учат своих детей скрывать свои эмоции и не позволяют им (и себе) говорить о негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит своего брата, ему говорят: «Ты не можешь так говорить!»


Задетое эго ребенка также может подтолкнуть его к обману. Например, если ребенок не может ответить своим мучителям, он может начать придумывать истории, которые выставят его героем. Такие истории имеют психотерапевтический эффект и помогают ребенку справиться с реальностью.
Часто причиной детской лжи является слишком рьяное желание взрослых воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Из добрых побуждений родители учат своих детей скрывать свои эмоции и не позволяют им (и себе) говорить о негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит своего брата, ему говорят: «Ты не можешь так говорить!»
Детская ложь может быть вызвана примером взрослых, когда ребенок сталкивается с тем, что слова не всегда идут рука об руку с действиями, а обещания быстро забываются. День, когда ребенок обнаружит, что ему или ей солгали, станет крахом родительского авторитета. С этого дня она внутренне позволит себе то же самое со взрослыми (знает она это или нет). Помните, что подражание — один из самых важных способов научить ребенка, а родители — главный образец для подражания.
Дети могут солгать, чтобы защитить или не обидеть коллегу, что называется «лжью в спасении дня».
И, конечно, ребенок может соврать от злости. Дети прекрасно понимают, что ложь расстраивает взрослых, и иногда они добиваются именно этого – хотят подразнить родителей, даже если им приходится терпеть наказание.
Как себя вести родителю, если ребенок говорит неправду
Если вы вдруг обнаружите, что ребенок сказал вам неправду, не стоит сразу кричать, ругать ребенка, расспрашивать его или ее, «выбивать» из него правду. Агрессивные реакции на ребенка, сказавшего неправду, только усиливают его готовность продолжать скрывать или искажать информацию, чтобы избежать наказания. Вот что вы можете сделать в такие моменты:
Не притворяйтесь, что верите, но спокойно скажите, что эти слова заставляют вас сомневаться в этом. В таких случаях нет ничего лучше, чем говорить спокойно и разумно, не повышая тона. Обязательно расскажите ребенку, что вы думаете о том, что вы пережили, раскрывая правду, стоящую за словами ребенка. Ребенку нужно услышать от вас о ваших обидах и увидеть, что вы искренне расстроены. Отношение родителя ко лжи должно быть достаточно четким и твердым. С одной стороны, не следует требовать признания вины, допроса и суда над «виновником», а с другой стороны, не следует стесняться называть вещи своими именами.
В любом случае, ребенок должен знать, что говорить неправду родителям не обязательно. Подумайте, что мешает вашему ребенку быть честным с вами и почему он или она скрывает определенные факты. Попробуйте подружиться с ребенком, которому просто не нужно врать.
Почаще показывайте своим детям, что любите их безоговорочно, какие бы ошибки они ни совершали, что все в жизни совершают ошибки большие и маленькие, и в этом нет ничего плохого.
Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, нужно быть готовым услышать от него какую-то горькую правду, а не только то, что вам нравится.
Всегда держи свое слово. Если вы не можете сдержать свое обещание, объясните ребенку, почему вы не можете его сдержать, и извинитесь.
* Этот материал основан на учебнике «Учимся быть хорошим родителем для детей в возрасте от 3 до 7 лет».

