Изучение и рисование геометрических тел при обучении академическому рисованию является основой для усвоения правил и способов изображения более сложных фигур.


Обучение изобразительному искусству требует четкого соблюдения строгой последовательности усложнения учебных заданий и многократных повторений с целью освоения техники. Наиболее подходящими формами для изучения правил рисования являются геометрические тела, основанные на четких структурных структурах. Проще всего понять и освоить основы объемно-пространственного построения, передачи форм в перспективном сокращении, законов света и пропорциональных отношений на простых геометрических телах.
Упражнения по рисованию простых геометрических тел позволяют ученику не отвлекаться на детали в более сложных формах, таких как архитектурные объекты или тело человека, а полностью сосредоточиться на самом главном — умении пользоваться изображением.
Правильно понятые и усвоенные закономерности в изображении простых форм должны способствовать в дальнейшем более осознанному подходу к рисованию сложных форм.
Для того чтобы научиться правильно и правильно представлять форму предмета, необходимо понимать внутреннюю структуру предмета — структуру, которая скрыта от глаз. Слово «конструкция» (от латинского «конструкт») означает «сооружение», «строение», «план», то есть относительное расположение частей предмета и их взаимные отношения. Это важно знать и понимать при изображении любой формы. Чем сложнее форма (независимо от материала, фактуры и цвета предмета), тем более серьезно учащимся придется изучать внутреннее устройство модели. Так, например, при рисовании живой природы — головы или фигуры человека, помимо знания общих особенностей конструкции, ему обязательно нужно знать и пластическую анатомию. Поэтому без понимания строения формы и характера предмета нельзя правильно овладеть рисованием.
При изображении пространственных форм, кроме знания структурных законов, необходимо знать законы перспективы, пропорции и света и тени. Перспектива и пропорция подробно обсуждаются в разделах «Пропорция» и «Основы перспективы».
Для того чтобы правильно воспроизвести модель в натуральную величину, учащиеся должны еще раз напомнить учащимся о необходимости привыкать всегда анализировать природу, четко представляя ее внешнее и внутреннее строение. К сожалению, как показывает практика, многие учащиеся ограничиваются поверхностным впечатлением, не вникая в суть строения формы предмета. В искусстве, как и во всех науках, к изучению объекта в природе нужно подходить с научной точки зрения. К работе надо подходить осознанно, не довольствуясь копированием видимых глазу внешних форм. Такой рисунок не будет способствовать успешной работе как над простыми, так и над сложными формами.
Рисование геометрических фигур на первый взгляд кажется достаточно простым для неопытных рисовальщиков. Но это далеко не так. Не имея достаточного опыта рисования, ученики легко привыкают к механическому копированию. Поэтому легко запутаться, представляя более сложные формы. Чтобы более уверенно овладеть рисунком, необходимо, прежде всего, освоить приемы анализа формы и принципы геометрического построения простых тел.


Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, отделяющих ее от окружающего. Задача состоит в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности объединяются, чтобы сформировать форму. Для правильного ее представления учащиеся должны научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы легко различать объемные тела, ограниченные этими плоскими фигурами на плоскости. Плоские геометрические фигуры служат основой для понимания конструктивного строения трехмерных тел. Например, квадрат дает представление о строении куба, прямоугольник дает представление о призме параллелограмма, треугольник — пирамиде, трапеция — усеченном конусе, круг — сфере, цилиндре. и конус, и эллипсы имеют сферическую (яйцевидную) форму (рис. 34).
Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Точки и линии используются для определения и представления их на плоскости. Точки определяют характерные узлы построения предметов, отмечают взаимное пространственное расположение мест, характеризующее структуру формы в целом.
Линия является одним из основных средств изображения. Линиями обозначены контуры предметов, составляющих их форму. Они означают высоту, длину, ширину, ось построения, вспомогательную ось, определяющую пространственную линию, построение линии и многое другое.
При ближайшем рассмотрении геометрические фигуры лучше всего рассматривать как прозрачные печатные модели. Благодаря этому вы сможете лучше уследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкций и перспективного сокращения геометрических фигур: куба, пирамиды, цилиндра, сферы, конуса и призмы. В то же время значительно облегчает рисунок такой прием, при котором удается четко проследить все пространственные углы, ребра, стороны тела независимо от их поворотов в пространстве и в перспективном сжатии. Каркасные модели позволяют развивать у учащихся объемно-пространственное мышление, способствуя тем самым правильному изображению геометрической формы на плоскости бумаги.
Для того чтобы точно увековечить в сознании учащихся объемно-пространственное представление о строении этих фигур, эффективнее всего было бы изготовить их вручную. Модели можно без особого труда сделать из подручных материалов: обычной гибкой алюминиевой, медной или любой другой проволоки, деревянных или пластиковых реек. Позже модели можно сделать из бумаги или тонкого картона, чтобы усвоить права светотени. Для этого необходимо сделать заготовки – подходящие развертки или отдельно вырезанные плоскости для склейки. Не менее важен процесс моделирования, который будет более полезен для понимания учащимися структуры формы, чем использование готовой модели. Изготовление каркасных и бумажных моделей потребует много времени, поэтому в целях его экономии не делайте крупногабаритных моделей – достаточно, чтобы их размеры не превышали трех, четырех или пяти сантиметров.
Вращая сделанную вами бумажную модель под разными углами к источнику света, вы можете наблюдать световые и теневые узоры. Следует также обратить внимание на изменение пропорциональных отношений частей предмета, а также на перспективное сокращение форм. Поддвигая модель ближе и дальше от источника света, можно увидеть, как меняется объект под влиянием светового контраста. Например, по мере приближения к источнику света свет и тень на матрице приобретают наибольший контраст и становятся менее контрастными по мере удаления. Кроме того, наиболее контрастными будут близлежащие углы и грани, а расположенные в глубине пространства углы и грани.
— меньший контраст. Но самое главное на начальных этапах рисования
— это умение правильно представить объемную структуру форм с помощью точек и линий на плоскости. Это основное правило при овладении рисунком простых геометрических форм, а также при последующем изучении более сложных форм и их сознательном представлении.
При последовательном рассмотрении, анализе форм и рисовании геометрических тел следует учитывать приемы и принципы их построения на плоскости.
Для соблюдения порядка работы на чертеже по принципу от простого к сложному следует сначала рассмотреть простые геометрические тела: куб, призму, пирамиду, цилиндр.

