Конфликт – это модель поведения с определенным распределением ролей, последовательностью событий, мотивами и формами отстаивания интересов.


В развитии социального конфликта выделяют три основные фазы (рис. 7.3).
Рисунок 7.3.
Фазы развития социального конфликта
- 1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противостояние сторон. Борьба по-прежнему ведется ограниченными ресурсами и носит лишь локальный характер. Это только первая проба сил, еще есть реальная возможность прекратить открытую борьбу и решить любые конфликты другими средствами.
- 2. Дальнейшая эскалация противостояния. К реализации своих целей привлекается все больше и больше средств с противоборствующих сторон и блокируются действия противника, практически все возможности компромисса уже потеряны. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.
- 3. Конфликт достигает апогея и принимает форму всеохватывающей войны с использованием всех возможных сил и средств. Стороны конфликта, похоже, забывают его истинные причины и цели. Основная цель противостояния — нанести противнику максимальный урон.
Большинство отечественных конфликтологов традиционно выделяют следующие этапы развития конфликта:
- 1) предконфликтная ситуация;
- 2) инцидент;
- 3) эскалация;
- 4) деэскалация;
- 5) климакс;
- 6) закрытие;
- 7) постконфликтная ситуация.
Предконфликтная ситуация характеризуется наличием так называемого скрытого конфликта, который возникает, когда у одного или нескольких акторов — потенциальных противников накапливается некоторое недовольство, приводящее к нарастанию соответствующей напряженности. Внешние проявления латентного конфликта незначительны и обычно касаются недопонимания, а также стремления прекратить взаимодействие между всеми сторонами конфликта.
Инцидент – это активная, внешне наблюдаемая деятельность, направленная на приобретение объекта данного конфликта. Инцидент выявляет предел допустимого напряжения (энергетический барьер) — уровень внутреннего напряжения, преодоление которого ведет к эскалации.
Эскалация – это увеличение энергии социального конфликта. В зависимости от контекста оно может протекать по-разному: волнообразно, вяло или скачкообразно.
Таким образом, стороны конфликта обмениваются все большим количеством требований, которые становятся все более острыми и эмоциональными.
Деэскалация – это снижение напряженности между противоборствующими сторонами конфликта, ее подавление и переход к мирному процессу.
Деэскалация ведет к прекращению конфликтных действий и связанных с ними контрмер. Однако после того, как конфликт закончился, он все еще может начаться заново, если потребности противников не будут удовлетворены.
Кульминация – это высшая точка эскалации данного конфликта. При этом кульминация конфликта выражается одним или несколькими эпизодами конфликта такой интенсивности и напряженности, что противоборствующим сторонам становится ясно, что в его продолжении уже нет необходимости.
Поэтому именно с этого момента стороны конфликта предпринимают шаги по его разрешению, и конфликт может быть разрешен еще до того, как он достигнет своего апогея.
Если конфликт продолжается, он может завершиться сам по себе или потребовать от участников мобилизации значительных ресурсов для его разрешения.
Закрытие — Определение цены конфликта и цены выхода из него. Цена конфликта обычно представляет собой сумму усилий и энергии, затраченных на сам конфликт.
Постконфликтная ситуация – это стадия после конфликта, которая может быть положительной или отрицательной (рис. 7.4).
Рисунок 7.4.
Последствия социальных конфликтов


Именно на этом этапе пора подводить итоги, оценивать результаты достигнутых или потерянных в конфликте ценностей и ресурсов.
Но в любом случае завершающийся конфликт почти всегда затрагивает как его участников, так и социальную среду, в которой он происходил.
Пути и средства управления всеми социальными конфликтами в обществе обычно зависят от особенностей их возникновения и течения.
Мнение эксперта
Социолог П. Сорокин справедливо обратил внимание на взаимосвязь конфликта и удовлетворения индивидуальных потребностей людей.
По его мнению, источник конфликтов в обществе кроется главным образом в подавлении основных потребностей людей, без которых они не могут существовать. В первую очередь это потребности в еде, одежде, крове, самосохранении и самовыражении. Важны не только эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующей деятельности, что в свою очередь обусловлено социальной организацией данного общества.
В связи с этим определение способов регулирования соответствующих конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в конкретные периоды развития общества.
Лучший способ урегулировать социальные конфликты — это предотвращать их и уметь действовать превентивно. При этом надо знать и уметь наблюдать явления, которые можно было бы назвать индикаторами самого конфликта.
В кадровой сфере такими показателями могут быть неудовлетворенность работника, снижение основных показателей эффективности, нарушение трудовой дисциплины, что требует от работодателя внедрения превентивных механизмов контроля таких социальных показателей. В Японии, например, для этого используются кружки качества, сервисы внимания, рабочие настроения, горячая линия и даже резиновый манекен администратора.
В научной литературе описываются три возможных исхода разрешения любого социального конфликта:
- — Решение конфликта;
- — разрешение конфликта;
- — разрешение социальных конфликтов.
Устранение социального конфликта приводит к одному из следующих результатов.
- 1. Уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой. Например, победа пролетариата в результате Октябрьской революции.
- 2. Уничтожение обеих противоборствующих сторон. Примером тому является «пиррова победа», одержанная древнегреческим царем Пирром, потерявшим свою армию.
- 3. Перерастание одного конфликта в другой, между теми же участниками или в другом составе, когда противники объединяются против третьего лица.
Разрешение социального конфликта означает его прекращение при следующих условиях.
- 1. Примирение враждующих сторон в состоянии конфликта, где цена победы дороже цены урегулирования. В этом случае урегулирование обычно основывается на соглашении сторон конфликта, заключающемся во взаимных уступках при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации. Примером такого прекращения социального конфликта являются хасавитские соглашения между Россией и Чечней, подписанные А. Лебедем и А. Масхадовым.
- 2. 2) Примирение противоборствующих сторон путем признания победы одной из сторон и закрепления ее в соответствующем соглашении. Примером такого вывода является победа СССР и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Однако и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и рано или поздно может возникнуть.
Решение социальных конфликтов выражается в устранении причин конфликта и в устранении конфликтующих интересов противоборствующих субъектов.
Обычно требуются значительные усилия для разрешения и предотвращения социальных конфликтов, так как решить их самостоятельно практически невозможно. Если конфликт игнорируется, если он разрешается чисто идеологически (вербально), он будет развиваться стихийно, обостряться и объединяться с другими конфликтами и в конечном итоге закончится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой он возникает.
Мнение эксперта
Решение любого социального конфликта заключается прежде всего в преодолении основного противоречия в интересах сторон, а также в устранении его на уровне причин конфликта. Разрешение конфликта может происходить как самими сторонами конфликта без помощи третьих лиц, так и с привлечением стороннего посредника; вовлекая в конфликт новую силу, которая может прекратить его силой; путем обращения сторон конфликта к арбитру и прекращения его арбитром; путем переговоров как одного из наиболее эффективных и частых способов разрешения конфликтов [1].
Среди конкретных методов решения социальных конфликтов в научной литературе указываются:
- — Превентивный метод ухода от конфликтов (избегание встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могут способствовать нарастанию напряженности и возникновению конфликта и т.д.)
- — переговорный метод, снижающий накал конфликта за счет открытого и конструктивного обмена мнениями, избегающий бесконтрольного применения насилия и правильно оценивающий ситуацию и возможности ее развития;
- — способ использования посредников — авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить противоборствующие стороны или хотя бы найти компромисс;
- — арбитраж — обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении споров;
- — откладывание окончательного решения (иногда откладывание решения приводит к спонтанной разрядке напряженности между сторонами, но такие случаи редки и этот метод нельзя назвать эффективным).
Этими методами являются методы управления конфликтами и методы сдерживания. Ни одно общество еще не достигло бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться диагностировать причины конфликтов, контролировать их и управлять ими.

